В предыдущей части этой статьи “Доступность цветокоррекции в HDR» я умышлено не затрагивал вопрос оборудования, так как хотел сконцентрировать читателя, именно на том, что если нет знаний и порой даже образования, то никакие железки не смогут восполнить недостаток первого.
Позже мы увидим, что список оборудования, которое способно реализовать наши HDR задачи на профессиональном уровне в России имеет весьма ограниченный выбор.
(под оборудованием, в данном случае, я подразумеваю экраны (мониторы), которые способны работать полноценно с HDR)
![image](https://static.tildacdn.com/tild3836-6431-4830-b133-663438386163/Screen_Shot_2020-01-.png)
Spoiler: На сегодняшний день из доступного оборудования для работы в HDR есть всего несколько моделей.
Предлагаю для начала разделить оборудование для HDR цветокоррекции на несколько категорий.
Категория – А
В эту категорию мы отнесем профессиональные решения, которые прошли сертификацию таких компаний как Netflix и которое может использоваться при Мастеринге HDR
Категория – B
В эту категорию можно смело отнести экраны (мониторы), которые могут развивать, например, яркость до или более 1000 нит, и могут иметь настройки по реализации разных режимов работы HDR.
Категория – С
В эту категорию можно относить фактически любой экран, который может быть использован в Consumer (потребительской) среде, и на котором в основном будет происходить проверка конечного продукта (кино- видео- контента) самим пользователем / потребителем.
Категория – D
Это тот случай, когда в эту категорию попадают остальные изделия, на которых их производитель смело, и возможно, опрометчиво написал HDR support.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3063-3436-4261-a666-653233363834/hdr-monitors.jpg)
Приступим к исследованию этих категорий...
Конечно мы можем смело убрать из обзора Категорию D, как совершенно бесполезную и не интересную для проф. использования.
И поэтому мы начнем делать обзор уже с Категории С
Итак, что же это за экраны, и почему она могут для нас, профессиональных колористов, быть интересны и что им мешает попасть, например, в Категорию B или даже в Категорию А?
![image](https://static.tildacdn.com/tild3061-3236-4531-b065-393839663265/HDR-TV-makers-brands.jpg)
В эту категорию попадают все бытовые Телевизоры с технологией OLED и QLED
На сегодня OLED технология достаточно молодая и имеет ряд ограничений и особенностей. Даже не смотря на доступную яркость в 700+ нит, это все равно не позволяет вывести честные цвета RGB с максимальной яркостью в значениях цвета 1023.
Причина такова, что в особенностях технологии OLED, применяемой в этих телевизорах, используется белый W (White) суб-пиксель и поэтому такие матрицы называют WOLED или WRGB. И именно при достижении определенного порога 120-160 нит, в RGB остальная яркость достигается уже путем повышения напряжения и как следствие, свечение именно этого белого суб-пикселя. Вот поэтому, выводя максимально доступный красный или зеленый или синий цвета, мы не увидим их чистыми на максимальной яркости, но получим «морковный», «салатовый», «голубой».
![image](https://static.tildacdn.com/tild6661-3131-4431-b938-646361653965/sony-sdr-vs-hdr-b-5b.jpg)
Тогда почему мы вообще можем рассматривать эти экраны в Категории С, а не в Категории D?
Ответ прост.
OLED или QLED технологии, позволяют получить необходимый для HDR контраст, где яркость черного цвета ниже 0,005 нит и яркость белого более 600 нит.
Ведь именно эти экраны, на сегодняшний день используются в качестве клиентских экранов в большинстве ведущих мировых студий постпродакшена (CO3, Technicolor, MPC, TheMill и других).
И также не стоит забывать, что именно это самые доступные экраны с использованием технологии HDR, на которых потребители HDR контента будут в домашних и офисных условиях просматривать этот контент.
Самыми яркими представителями этих экранов являются телевизоры от компаний:
- LG поколение 8 и 9 (C,E,W,B)
- Panasonic поколения EZ, FZ, GZ
- Sony A9G, Z9D
- Samsung Q90R, Q70R
Отличительной особенностью этих экранов является возможность профессиональной калибровки и профилирования, что существенно облегчает их использование в профессиональной среде колористов.
Продукция Panasonic
По проводимым нами измерениям и тестам по качеству калибровки, качеству изображения, и точности цветопередачи, в лидерах, как и прежде, остается продукция компании Panasonic.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6364-6538-4532-a465-386636613866/best_gaming_tv_panas.jpg)
Точность цветопередачи, возможность профессиональных регулировок, очень продуманное меню с позиции профессионального колориста, доступность в ручном режиме задействовать весь спектр настроек по HDR с различными типами гаммы, цветового охвата и др.
А начиная с модельного ряда GZ (2019 года), в моделях Panasonic реализована поддержка всех актуальных стандартов HDR (HDR10, HDR10+, HDR Dolby Vision, HLG).
Если ваш бюджет позволяет, и вы хотите реально получить лучшее качество, то выбор будет однозначен в этом сегменте.
Продукция LG
В тоже время самым массовым и доступным по финансовой части является продукция компании LG.
Самым популярным экраном за 2018-2019 стала модель С8.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3337-6532-4563-b664-636437636564/DG01.jpg)
Это позволит свой режим под любую задачу и быть уверенным в том, что экран передает цвет максимально точно.
Однако, в этих экранах присутствует достаточно много автоматических режимов, которые не могут быть отключены пользователем, и как следствие вносят дискомфорт и неудобство для профессионального использования.
Например:
После калибровки экрана, профиль, в котором происходили настройки, становится недоступным для ручного редактирования.
Также есть режим автосохранения матрицы (самозатухание на статичных изображениях), который включает затухание уже через 25-30 секунд, что является весьма малым временем при профессиональном использовании в студии цветокоррекции.
(для примера, в телевизорах от компании Panasonic это время составляет 90 секунд!!)
Продукция Sony
В сегменте OLED телевизоров, продукция легендарной компании Sony уже не выделяется так, как она выделяется на профессиональной "арене".
![image](https://static.tildacdn.com/tild3333-3962-4832-b266-333335643233/Screen_Shot_2020-01-.png)
Третье место будет весьма заслужено закреплено за этим брендом в данной категории.
Продукция Samsung
У компании Samsung применяется немного другая, собственного производства, технология QLED, которая позволяет добавить больше лоска и блеска, вместо (читай в ущерб) профессиональных параметров.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3863-6533-4431-a639-313538333234/Screen_Shot_2020-01-.png)
Мы можем с уверенностью разместить продукцию телевизоров QLED на четвертое место по релевантности.
Эти экраны более популярны для потребителей, так как показывают более сочную, яркую, и динамичную картинку, что далеко от реальности в которой работает профессиональный колорист.
Предварительные выводы и итоги
Подводя предварительный итог по данной категории, могу сказать, что эти экраны вполне подходят для использования их даже в профессиональных студиях в качестве клиентского.
Однако, если их рассматривать в качестве референсного экрана, то к сожалению, их можно назвать пригодными только с большой натяжкой и с полным комплектом ограничений. Поэтому увы, пока в профессиональной среде HDR этим экранам места нет.
Возможно чуть позже, но точно не сейчас.
Это все касается, конечно же, работы в HDR , но если эти экраны рассматривать для работы в SDR (Rec709, DCI-P3), то тогда данные экраны можно смело перемещать в другую, более высокую категорию, где им найдется весьма почетное рабочее место в качестве референсного экрана.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3465-6635-4031-a161-666336646639/2019-tv-shootout-ope.jpg)
________________________________
В следующих частях я расскажу о других доступных экранах для HDR технологии, которые разместились в Категориях A и В.