ICG Calibration - News List

Доступность цветокоррекции в HDR часть II

Итак, вот и настало время начать раскрывать “все карты”.

В предыдущей части этой статьи “Доступность цветокоррекции в HDR» я умышлено не затрагивал вопрос оборудования, так как хотел сконцентрировать читателя, именно на том, что если нет знаний и порой даже образования, то никакие железки не смогут восполнить недостаток первого.

Позже мы увидим, что список оборудования, которое способно реализовать наши HDR задачи на профессиональном уровне в России имеет весьма ограниченный выбор.
(под оборудованием, в данном случае, я подразумеваю экраны (мониторы), которые способны работать полноценно с HDR)

image


Spoiler:
 На сегодняшний день из доступного оборудования для работы в HDR есть всего несколько моделей. 

Предлагаю для начала разделить оборудование для HDR цветокоррекции на несколько категорий.

Категория – А
В эту категорию мы отнесем профессиональные решения, которые прошли сертификацию таких компаний как Netflix и которое может использоваться при Мастеринге HDR


Категория – B
В эту категорию можно смело отнести экраны (мониторы), которые могут развивать, например, яркость до или более 1000 нит, и могут иметь настройки по реализации разных режимов работы HDR.


Категория – С
В эту категорию можно относить фактически любой экран, который может быть использован в Consumer (потребительской) среде, и на котором в основном будет происходить проверка конечного продукта (кино- видео- контента) самим пользователем / потребителем.


Категория – D
Это тот случай, когда в эту категорию попадают остальные изделия, на которых их производитель смело, и возможно, опрометчиво написал HDR support.

image



Приступим к исследованию этих категорий...

Конечно мы можем смело убрать из обзора Категорию D, как совершенно бесполезную и не интересную для проф. использования.

И поэтому мы начнем делать обзор уже с  Категории С

Итак, что же это за экраны, и почему она могут для нас, профессиональных колористов, быть интересны и что им мешает попасть, например, в Категорию B или даже в Категорию А?


image


В эту категорию попадают все бытовые Телевизоры с технологией OLED и QLED

На сегодня OLED технология достаточно молодая и имеет ряд ограничений и особенностей. Даже не смотря на доступную яркость в 700+ нит, это все равно не позволяет вывести честные цвета RGB с максимальной яркостью в значениях цвета 1023.


Причина такова, что в особенностях технологии OLED, применяемой в этих телевизорах, используется белый W (White) суб-пиксель и поэтому такие матрицы называют WOLED или WRGB. И именно при достижении определенного порога 120-160 нит, в RGB остальная яркость достигается уже путем повышения напряжения и как следствие, свечение именно этого белого суб-пикселя. Вот поэтому, выводя максимально доступный красный или зеленый или синий цвета, мы не увидим их чистыми на максимальной яркости, но получим «морковный», «салатовый», «голубой».

image

Тогда почему мы вообще можем рассматривать эти экраны в Категории С, а не в Категории D?

Ответ прост.
OLED или QLED технологии, позволяют получить необходимый для HDR контраст, где яркость черного цвета ниже 0,005 нит и яркость белого более 600 нит.

Ведь именно эти экраны, на сегодняшний день используются в качестве клиентских экранов в большинстве ведущих мировых студий постпродакшена (CO3, Technicolor, MPC, TheMill и других).

И также не стоит забывать, что именно это самые доступные экраны с использованием технологии HDR, на которых потребители HDR контента будут в домашних и офисных условиях просматривать этот контент.

Самыми яркими представителями этих экранов являются телевизоры от компаний:
  • LG поколение 8 и 9 (C,E,W,B)
  • Panasonic поколения EZ, FZ, GZ
  • Sony A9G, Z9D
  • Samsung Q90R, Q70R

Отличительной особенностью этих экранов является возможность профессиональной калибровки и профилирования, что существенно облегчает их использование в профессиональной среде колористов.


Продукция Panasonic 

По проводимым нами измерениям и тестам по качеству калибровки, качеству изображения, и точности цветопередачи, в лидерах, как и прежде, остается продукция компании Panasonic.

image

Точность цветопередачи, возможность профессиональных регулировок, очень продуманное меню с позиции профессионального колориста, доступность в ручном режиме задействовать весь спектр настроек по HDR с различными типами гаммы, цветового охвата и др.
А начиная с модельного ряда GZ (2019 года), в моделях Panasonic реализована поддержка всех актуальных стандартов HDR (HDR10, HDR10+, HDR Dolby Vision, HLG).

Если ваш бюджет позволяет, и вы хотите реально получить лучшее качество, то выбор будет однозначен в этом сегменте.


Продукция LG

В тоже время самым массовым и доступным по финансовой части является продукция компании LG.
Самым популярным экраном за 2018-2019 стала модель С8.
image
Основной отличительной особенностью данных экранов является то, что в них можно зашить (загрузить посредством проф.ПО) более 6 созданных персонально 3D Lut.
Это позволит свой режим под любую задачу и быть уверенным в том, что экран передает цвет максимально точно.

Однако, в этих экранах присутствует достаточно много автоматических режимов, которые не могут быть отключены пользователем, и как следствие вносят дискомфорт и неудобство для профессионального использования.

Например:
После калибровки экрана, профиль, в котором происходили настройки, становится недоступным для ручного редактирования.

Также есть режим автосохранения матрицы (самозатухание на статичных изображениях), который включает затухание уже через 25-30 секунд, что является весьма малым временем при профессиональном использовании в студии цветокоррекции.
(для примера, в телевизорах от компании Panasonic это время составляет 90 секунд!!)


Продукция Sony

В сегменте OLED телевизоров, продукция легендарной компании Sony уже не выделяется так, как она выделяется на профессиональной "арене".
image
Проф.настроек минимум. Качество изображения хуже, чем у Panasonic и, фактически, оно совпадает с LG. Однако, по стоимости это, наверное, одно из самых дорогих решений для OLED телевизоров.
Третье место будет весьма заслужено закреплено за этим брендом в данной категории.


Продукция Samsung

У компании Samsung применяется немного другая, собственного производства, технология QLED, которая позволяет добавить больше лоска и блеска, вместо (читай в ущерб) профессиональных параметров.

image

Мы можем с уверенностью разместить продукцию телевизоров QLED на четвертое место по релевантности.
Эти экраны более популярны для потребителей, так как показывают более сочную, яркую, и динамичную картинку, что далеко от реальности в которой работает профессиональный колорист.


Предварительные выводы и итоги

Подводя предварительный итог по данной категории, могу сказать, что эти экраны вполне подходят для использования их даже в профессиональных студиях в качестве клиентского.

Однако, если их рассматривать в качестве референсного экрана, то к сожалению, их можно назвать пригодными  только с большой натяжкой и с полным комплектом ограничений. Поэтому увы, пока в профессиональной среде HDR этим экранам места  нет. 
Возможно чуть позже, но точно не сейчас.  

Это все касается, конечно же, работы в HDR , но если эти экраны рассматривать для работы в SDR (Rec709, DCI-P3), то тогда данные экраны можно смело перемещать в другую, более высокую категорию, где им найдется весьма почетное рабочее место в качестве референсного экрана.

image

________________________________
В следующих частях я расскажу о других доступных экранах для HDR технологии, которые разместились в Категориях A и В.
Articles